17 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

О пользе лука для детей. Рассказ про лук для детей

«Чудо-Лук-наш Друг!»

Авторы:

Зуева Лариса Анатольевна,

Смирнова Елена Юрьевна

воспитатели МАДОУ ЦРР-детский сад №158,

Проблема:

В начале марта, в разгар карантина по орви в нашей группе появились тарелочки с нарезанным репчатым луком «Что это?» « Зачем?»-Незамедлительно последовали вопросы пытливых ребят нашей группы. Возник вопрос детей, значит надо доходчиво и развернуто на него ответить! Это лук-наш друг!-начала я рассказывать ребятам, поэтому он и появился в нашей группе. « Он щиплет глазки, чем же он полезен?!»-говорили ребята. С этих вопросов и начался наш проект.

Целью нашего проекта стало получение знаний о полезности лука в жизни человека. «Как же мы столько узнаем, и где можно получить информацию?» -спросила я у ребят. Спросить у родителей, почитать книги, по телевизору, последовали ответы детей. И так мы решили все узнать про лук.

Задачи проекта:

1.Обогатить представление детей о пользе лука для организма человека.

2.Расширить знания о разновидностях лука.

3.Как применяется лук в пище человека.

4.Как самим вырастить лук.

5.Активизировать и обогащать словарный запас детей, посредством чтения художественной литературы, рассматриванием картин,иллюстраций.

6.Укреплять взаимоотношения семьи и детского сада. В проекте участвуют дети и родители, воспитатели, младший воспитатель.Сроки проведения проекта :март 2018.

Тип проекта: познавательно-исследовательский проект

Этапы проекта:

1.Подготовительный

1.Подбор информации, беседы с родителями.

3. Планируемый результат.

2.Практический

1. Полезные свойства лука.

2.Посадка,уход и наблюдение за луком.

3.Применение лука в пище человека.

4.Чтение художественной литературы(сказки, пословицы, загадки, поговорки).Слушание аудио сказки «Чипполино»,рассматривание картин, иллюстраций.

5.Лепка,рисование,аппликация,совместные поделки детей с родителями из лука.

3. Заключительный этап.

Содержание работы

1. И так чем зачем же появился в тарелочках нарезанный лук в нашей группе ? для ответа на этот вопрос мы подключили родителей.провели короткое анкетирование

1.как часто дома применяется лук ?

2.в каком виде он применяется?

3.Как именно ваш ребенок реагирует на лук в пище?

4.рассказывали ли вы о полезных свойствах лука своему ребёнку?

Оказалось, что 90% родителей охотно кладут лук в приготовленную пищу, но только половина родителей рассказывают о пользе лука.

2. Полезные свойства лука.

На помощь пришёл Мальчик –луковка «Чипполино» (игрушка) Он рассказал детям сказку про полезные свойства лука.

Сказка про лук «ТРИ БРАТА ЛУКОВКИ»

«Мальчик Илюша был на даче. Он сидел на скамейке и болтал ногой. Вдруг к Илюше подбежали три мальчика: один — маленький и черненький, другой — побольше, в золотистом костюмчике с зелеными перышками, а третий — самый большой, румяный и крепкий, в золотистых латах и с большим зеленым луком в руках.

— Лук Чернушка, лук Севок, лук Репчатый, — по очереди поклонились они Илюше и сказали:

— Мы все братья. Нас тетушка Тыква послала проведать, все ли у тебя в порядке. Ведь мы, луки, — известные защитники, как и наш братец Чеснок.

— А кого вы защищаете? — спросил Илюша.

— Всех: овощи от вредителей, человека от микробов, дом от бед да болезней, — гордо ответили луки.

— Какие вы молодцы, я бы тоже хотел быть таким храбрым защитником, — сказал Илюша.

— Это очень просто: нужно только всегда заботиться о тех, кто рядом с тобой, — объяснил маленький лук Чернушка. Я, например, самый маленький, просто луковое семечко, но без меня наш средний брат — лук Севок не вырастет. Посадят меня в грядку, я тут же принимаюсь выращивать для него золотистый костюм и зеленые перышки. Чтобы все видели, что мои перышки любому на помощь прийти готовы, свой самый первый стебелек я изгибаю в виде лука.

— Без меня наш старший брат — Репчатый лук, никогда не вырастет, — сказал лук Севок. — Как только меня в землю весной сажают, я для старшего брата начинаю медные латы изготовлять: выращиваю для него в луковице много-много чешуек и крупные, сочные перья. Мои зеленые перья весной первыми спасают человека от авитаминоза!

— Я, все что подарили мне мои младшие братья, должен людям отдать и братьям моим за их заботу добром отплатить, — сказал Репчатый лук. — В каждой чешуйке у меня тысячи храбрых, летучих воинов-фитонцидов. Только увижу, что микробы вредные на кого-нибудь напасть готовятся, я тут же выпускаю своих воинов. Они всех микробов гонят прочь без оглядки. Ешь, Илюша, меня почаще, и не тронет тебя ни один вредный микроб.

— Но почему, Репчатый лук, у тебя такой дух едкий? У меня всегда щиплет в глазах и в носу, когда мама для салата лук режет, — спросил Илюша.

— Это потому, что мои воины-фитонциды сразу же в атаку бросаются, стоит их только на волю выпустить: ведь в воздухе и на любом человеке всегда полно вредных микробов, — объяснил Репчатый лук. — С помощью фитонцидов я любую болезнь вылечиваю. Недаром про меня говорят: «Кто сеет лук, тот избавится от мук». Если хочешь избавиться от моего едкого духа, подержи меня несколько минут в холодной воде, прежде чем резать.

— А как ты своим братьям добро возвращаешь? — поинтересовался Илюша.

— Для того чтобы род наш не прекращался, я выпускаю стрелку и выращиваю на ней белое шаровидное соцветие. Из него-то и вырастают мои младшие братья — семена-чернушки. Но не всегда мне удается в первое лето братцев моих вырастить. Если лето короткое, я не успеваю зацвести. Бывает два-три лета проходят, прежде чем я смогу семена вырастить.

— Какие вы все дружные! — с уважением произнес Илюша.

— Нас трое братцев в роду лука Репчатого, а всего в луковой семье около четырехсот братцев-луков, и все они дружат, — засмеялся лук Репчатый

Заканчивая рассказывать сказку Чипполино добавил: «Лук содержит витаминС, который дети уже знают, и фитонциды, который убивает микробов, про микробов наши дети уже тоже знают. Свежий нарезанный лук убивает болезнетворные бактерии. Так вот зачем нам нужен лук в тарелочках,что бы убивать микробов!-этот вывод сделали сами дети.

Вот он наш дру г- помогает нам быть здоровыми! Узнав о полезности лука ,ребята со знанием дела стали делиться информацией со своими родителями.

3.Какой же он бывает? « Да, у меня очень много братьев, почти 600 видов»,- начал свой рассказ «Чипполино»,показывал иллюстрации с разными видами лука(белый, красный, порей и т д),и все они живут в разных странах мира.

Целебные свойства лука
материал по окружающему миру (подготовительная группа) на тему

Целебные свойства лука

Скачать:

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ НОД В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «ПОЗНАНИЕ» ЭКОЛОГИЯ.

ТЕМА: «ПОЛЕЗНЫЕ СВОЙСТВА ЛУКА».

ВОСПИТАТЕЛЬ: Заваруева Ирина Николаевна

ГБОУ « Гимназия №1583 имени К. А. Керимова» дошкольное отделение

1. Систематизировать знания детей о: полезных свойствах лука, условиях необходимых луку для роста, процессе его посадки в домашних условиях, подборе инструментов и материалов для работы и последовательности трудовых действий.

  1. Совершенствовать диалогическую речь.
  2. Воспитание трудолюбия, желания быть полезным.

Материал: 1. Мнемотаблица: для составления описательного рассказа о луке: 1 – что это?, 2 – форма, 3 – цвет, 4 – губы, 5 — нос,6 – луковица в разрезе, 7 – рука, 8 – грядка, 9 – колхозник, 10 – корзина, нож, 11 –ложка, тарелка, 12 –польза (чемодан с красным крестиком);

Читать еще:  Полынь садовая фото. Особенности декоративной садовой полыни

2. Картинки: а) для Д/И «Что любит (не любит) лук» (схематично 2 лица (улыбающееся, грустное), земля, вода, свет, тепло, удобрения, много воды -дождь, засуха – жара, холод, вредные насекомые);

б) для составления рассказа о последовательности посадки лука в домашних условиях: 1 – луковица с зелёными стрелами, 2 – контейнер с землёй, 3 – луковица с корешками, 4 – лопатка, лейка, фартук, 5 – лопатка, контейнер с землёй, в земле ямка, 6 – контейнер с землёй и посаженой луковицей, лейка, 7 – кран, сушилка, рука, фартук.

3. Инструменты по количеству детей: лопатки, лейки, контейнеры с землёй, фартуки, тряпочки.

4. Посадочный материал по количеству детей: пророщенный репчатый лук.

5. Магнитная доска, 2 мольберта.

Предварительная работа:Занятия по теме «Овощи», беседы с детьми о пользе лука, эксперимент по выявлению условий, необходимых для роста» , чтение художественной литературы, разучивание стихов, пословиц, загадок, подбор элементов костюма кота Матроскина.

1. Орг. мом.(звучит музыка из мультфильма «Каникулы в Простоквашино». Входит воспитатель, в костюме кота Матроскина (грустный).

К – Здравствуйте дети! Вы меня узнали? Я кот Матроскин. Знаете, почему я такой грустный? У меня друг простудился и заболел — Дядя Фёдор. Я пришёл к вам за помощью. Подскажите, что нам с Шариком делать? Как помочь Дяде Фёдору?

Д – Вызвать врача, напоить горячим чаем с мёдом, погреть ноги…

К – Мы с Шариком вызвали врача. Врач сказал, что Дяде Фёдору нужны витамины. А в деревне Простоквашино нет аптеки (и денег у нас нет). Где же нам взять витамины?

Д – Много витаминов в овощах: луке, морковке, чесноке, свёкле, капусте…

К – Эти овощи у нас есть! Мы осенью урожай овощей собрали, за зиму что-то съели, но немного ещё осталось. Как вы думаете, в прошлогодних овощах есть витамины?

Д – Да, есть, но очень мало. За зиму многие овощи теряют свои полезные свойства. Для больного лучше – свежие овощи.

К – Где же нам с Шариком взять свежих овощей?

Д – Можно посадить.

К – Но ведь овощи так долго растут, а витамины Дяди Фёдору нужны сейчас! Д – Можно посадить репчатый лук. Он быстро растёт и даёт зеленые стрелы. В них много витаминов, они защищают наш организм от болезней. Их надо кушать, особенно когда болеешь, тогда быстро поправишься, станешь сильным, крепким, здоровым.

К – А! Репчатый лук! Он такой зелёный, овальный, упругий, в нутрии много семечек. Да?

Д – Нет. Это огурец.

К – Ну да, конечно огурец! Вспомнил, репчатый лук он круглый, мягкий, красный.

Д – Нет, это помидор.

К — Что – то я совсем запутался. (Предлагает детям сесть на стульчики)

К – Напомните мне, какой он, этот репчатый лук?

— Помогут вам рассказать о нём карточки подсказки. (выставляется схема описательного рассказа о луке)

2. Какой он бывает по форме?

4. Какой лук на вкус?

6. Что в нутрии, с наружи? Для чего?

7. Какой лук на ощупь?

9. Кто его выращивает?

10. Когда сажают лук? Когда собирают и как?

11. Как его едят? Какие блюда можно приготовить?

12. В чём его польза?

1 ребёнок составляет описательный рассказ.

1. Лук — это овощ.

2. По форме бывает круглый и овальный.

3. По цвету может быть жёлтым, красным, оранжевым, фиолетовым, золотистым. Всё это зависит от сорта лука.

4. На вкус он горько-сладкий.

5. Имеет неприятный, резкий запах.

6. Внутри лука мякоть. Она состоит из сочных чешуек. Снаружи, мякоть защищена сухими чешуйками. Чем больше сухих чешуек, тем дольше будет храниться лук.

7. На ощупь лук твёрдый.

8. Растёт он в огороде на грядках.

9. Его выращивают колхозники, огородники, агрономы.

10. На огородах лук сажают весной, обирают осенью. Дома лук можно сажать в любое время года. Собирают его, выдёргивая из земли, а зелёный лук срезают.

11. Его можно жарить, варить, консервировать, тушить, сушить, есть сырым. Его кладут в суп, овощное рагу, салат, жарят с мясом, овощами и т. д.

12. Польза лука в том, что в нём много витаминов, он защищает организм от болезней.

К – Что ещё вы знаете о луке?

Д — Если человек 2-3 минуты пожует лук, во рту у него не останется ни одного вредного микроба – все они будут убиты. Еще в глубокой древности люди догадались, что лук – не только вкусная приправа к кушаньям: он еще и целебен. Еще в старые годы запахом свежего лука старались освежить комнаты тяжелобольных. Для этого разрезали луковицу пополам и ставили в разных местах комнаты. Через некоторое время заменяли свеже разрезанными.

В Гане уверены, что лук – лучшее средство для отпугивания змей. Поэтому его разводят вблизи жилищ. Ну, а если тебя укусила змея, то в качестве противоядия используют тот же лук.

К – Как интересно! Вы такие умные, предлагаю немного отдохнуть. Встаньте. Повторяйте за мной движения:

ФИЗМИНУТКА.Сделали мы грядки в нашем огороде,
Все на них в порядке, лук зеленый всходит.
Все на них в порядке, лук растет прекрасно.
Мы пололи грядки вовсе не напрасно.
Славно мы трудились – вволю поливали,
Лук высокий вырос – лучше не видали!

К – Вот мы и отдохнули. Садитесь.

— Оказывается, какой полезный репчатый лук! Назовите его ласково.

Д – Лучок, лучочек.

К – Подберите родственные слова к слову лук.

Д – Луковица, луковичка, луковый, луковая, луковое, лучище, ..

К – Не понимаю, а почему лук назвали луком? Из него что стреляют?

Д — Мы зовем его луком, потому, что зелёный побег, вылезая из луковицы, изгибается, как тетива лука. Зелёные побеги так и называют – стрелы.

К – Может вы, и пословицы про лук знаете? Расскажите!

Д – Лук да баня всё правят.

К – Что это значит?

Д – Лук и баня помогут больному человеку поправиться, выздороветь.

Д -Ешь лук — чаще зубы будут.

К – Это как понимать?

Д – Кто ест лук, у того зубы не болят.

Д — Лук – от семи недуг.

К – От каких недуг?

Д — Народ верил, что лук защищает людей от разных болезней.

К – А стихи про лук знаете?

  1. Говорят, я горький, говорят, несладкий.

Стрелочкой зелёной я расту на грядке.

Я полезный самый, в том даю вам слово.

Лук зелёный ешьте, будете здоровы.

Луковичка, луковка, крепкая головка,
Шелковая шапочка, тоненькая лапочка.
Ты совсем не колобок – кругленькая рожица…
Все равно играть с тобой никогда не хочется…Р. Грановский

Уродился нынче лук – кругл на редкость и упруг.
Словно мячик непослушный, прямо катится из рук!
Если снимешь кожуру, так глаза тебе защиплет,
Что забудешь про игру. В. Сабирев

Еще земля черна вокруг и солнцем не прогрета,
Но в огороде всходит лук – веселый вестник лета.
Когда, от сырости дрожа, он стрелки вверх потянет,
То из зеленого ежа похожа грядка станет. В. Сабирев

Слезы градом – режу лук, круг за кругом, в круге круг,
В шаре шар, кольцо в кольце, будто дождик на лице.О. Григорьев

Мама чистит, режет лук, слезы льет ручьями.
Неужели горький лук стало жалко маме? В. Лан

К –И у меня слёзы льются, когда я чищу лук. Предлагаю вам поиграть. Встаньте.

Покажите, какие мы бываем, когда болеем (грустная мимика),- когда сильно пахнет луком (недовольная мимика), — когда режем лук (плачем, трём глаза кулачками), – когда едим (морщим нос), — покажите, какие мы довольные, когда лук уже съели (улыбаемся, довольные),

Читать еще:  Маммиллярия как ухаживать. Кактус маммиллярия: уход в домашних условиях

— теперь покажите, какие мы бодрые, сильные (марширует)

К – Молодцы, хорошо у вас получается показывать.

— Сейчас другая игра. Называется она

«Что для лука хорошо, что для лука — плохо?». (На столе лежат картинки: солнце, земля, вода, лампочка, удобрения, сорняки, вредные насекомые, засуха, дождь, холод).

К – (вызывает 1 ребёнка) На столе лежат картинки. Выбери те , на которых изображено — какие условия необходимы луку для роста, и поставь их на верх.

К – Расскажи, что необходимо луку для роста?

Д – Для роста луку необходимы: земля, вода, тепло, свет, удобрения.

К – Что будет с луком если нет света? (холодно)

Д – Если не будет света, но будет тепло, то лук будет расти медленно, и его

К – Вы молодцы, много интересного и полезного рассказали мне о лук. Только на нашем огороде земля ещё замёрзшая. Солнышко её пока не отогрело. Как же Дяде Фёдору помочь, где вырастить лук?

Д – Лук можно вырастить дома.

К – Я для Дяди Фёдора на всё готов, лишь бы он поправился! Вот такой лук ему бы сразу помог.(выставляет картинка № 1 (на магните) — лук с зелёными стрелами в центре магнитной доски.

— Расскажите мне, пожалуйста, что нужно для того, чтобы вырастить лук дома? Рассказать вам помогут вот эти картинки. (На столе лежат картинки. Дети по очереди выходя, выбирают нужную картинку, ставят её на доску и рассказывают о последовательности действий, необходимых для данной работы и отвечая на вопросы кота: почему и для чего?

Д – Необходимо приготовить ящик с землёй или баночку с водой. (выставляется картинка № 2- контейнер с землёй, банка с водой )

К – В какую землю лучше сажать в сухую или мокрую и почему?

Д – Лучше сажать в мокрую землю, потому что луку нужна влага.

К – Что ещё нужно для посадки?

Д – Для посадки нужны луковицы, лучше с проросшими корешками (выставляется картинка № 3 – луковица с корешками )

Д – Из таких луковиц быстрее вырастет зелёный лук.

К – Какие инструменты необходимы в работе и для чего они нужны?

Д – Для работы нужны фартуки, чтобы не запачкаться; лопатки, чтобы выкапывать ямки (лунки) для лука; лейки с водой для поливки, тряпочка, чтобы убрать грязь. (картинка № 4 – фартук, лейка, лопатка )

К – Как правильно поливать посаженный лук и какой водой: холодной или горячей?

Д – Посаженный лук необходимо поливать по краям, тёплой, отстоянной водой.

К – Скажите мне, а сами — то вы лук едите, любите его?

— А сажать лук умеете?

К – Расскажите мне, как сажать лук?

Д –Лопаткой аккуратно делаем в земле ямку (выст. карт. № 5), такую, чтобы луковичка почти вся в ней спряталась, но чуть-чуть была видна макушка, от туда будут расти пёрышки. (выст. Карт. № 6- контейнер с землёй, вырыта лунка, лопатка )

— Потом пальчиками прижимаем земельку вокруг луковицы и поливаем. (выставляется картинка № 7 – рука, лейка )

— Когда лук будет посажен, необходимо помыть тряпочку, повесить её сушиться. Помыть руки и снять фартук.

К – Скажите, куда лучше поставить посаженный лук и почему?

Д – Посаженный лук лучше поставить на окно, так как здесь есть все необходимые условия для его роста: свет и тепло.

К – Дядя Фёдор говорит: «Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать». Вы можете мне показать, как сажать лук в домашних условиях?

— Ну что ж, умелые руки не знают скуки. Приготовьте всё необходимое для посадки, подойдите к своим рабочим местам. Я посмотрю, как вы делаете, потом Шарику всё расскажу, покажу, а там и Дядю Фёдора вылечим. Приступайте к работе.

Практическая часть:(У каждого ребёнка на столе: контейнер с землёй, пророщенная луковица, лопатка, лейка).

Воспитатель может:1 — помочь кому-нибудь из детей, 2 — спросить у ребёнка, что он делает, у другого — как делает, что будет делать потом.

3 — предложить ребёнку, раньше всех закончившему выполнять свою работу, помочь кому-либо из детей.

4 – дать указание «Заканчивайте выполнять работу. Коту пора возвращаться к себе домой»

Закончив всю работу, дети ставят контейнеры на подоконник, убирают трудовое оборудование на место, моют руки,. Воспитатель подзывает детей к себе.

К – Спасибо вам, дети. Вы многому меня научили. Думаю, Дядя Фёдор скоро поправится, ведь лук ему обязательно поможет. А для вас у меня угощение – зелёный горошек, с нашего огорода в Простоквашино. В нём витамин роста — В. Вы же хотите быстрей вырасти? Вот, ешьте зелёный горошек. Вам я желаю не болеть, до скорых встреч.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Деревья, как и все живое, обладают энергетикой. Поэтому при общении человека с деревом происходит активный обмен энергиями, способствующий оздоровлению человеческого организма. При этом очень ва.

значение свойст соли в работе с дошкольниками.

Формирование представления детей о пользе и целебных свойствах березы, используя рассказ воспитателя, с помощью вопросов уточняя знания детей.

Консультация для родителей дошкольников «Целебные свойства растений Коми края».

Хотя на дворе последний месяц лета, но мы с ребятами не унываем, а продолжаем радоваться каждому тёплому деньку августа. И вот в один из таких дней наблюдая за насекомыми, мы наклонились низко к травк.

Музыка в значительной мере помогает здоровому развитию всех духовных и физических сил ребёнка. Поэтому родители должны быть заинтересованы в том, чтобы встреча ребёнка с музыкой состоялась вовремя и ч.

Конспект ООД С ДЕТЬМИ 6-7 ЛЕТ по познавательному развитиюОбогащение знаний детей о целебных свойствах чая и традиций русского чаепития. 1.Поддержать у детей интерес к о.

Рассказ про лук для детей

О луке для детей 5-8 лет

Есть у нее один секрет —

Нас она спасет от бед:

Может вылечить недуг

Вкусный и душистый лук!

Как выглядит лук, вы, конечно, знаете. Репчатым луком мы называем небольшие золотисто-желтые луковицы округлой формы. Если разрезать луковицу ножом, то можно заметить толстые сочные белые чешуи — это луковые листья.

Золотистая пленка, прикрывающая их сверху, не пропускает воду и защищает листья от пересыхания. Сочные чешуйчатые листья отходят от стебля, имеющего форму пирамиды. Внизу этого стебля видны мелкие засохшие корешки. Между чешуйками видны и почки — зародыши будущих луковиц.

Если посеять семечко лука, то из него вырастет корешок и стебель, который образует на поверхности земли петлю, немного напоминающую по форме натянутый лук. Может быть, поэтому этот овощ и стали называть луком.

Через некоторое время на грядке появляются зеленые трубчатые листики лука, которые называют перьями. Зеленые перышки лука напоминают острые стрелки, они очень душистые и содержат много полезных витаминов. Их кладут в салаты, винегреты и супы, едят с черным хлебом и солью.

В земле образуются небольшие золотистые луковицы. К осени они становятся крупными и сочными. Их хранят все зиму, а весной высаживают на грядках для получения семян.

Из луковиц поднимается высокий плотный стебель, украшенный мелкими зонтичными соцветиями. Собранные все вместе, они образуют небольшой шарик. Каждый цветок в этом соцветии напоминает крошечную лилию, поэтому лук относится к семейству лилейных.

Подземные луковицы есть и у других растений: тюльпанов, нарциссов, лилий, чеснока, гусиного лука.

Читать еще:  Тривитамин п инструкция по применению. Инструкция по применению тривитамина для птиц

В первый год жизни лук запасает в своем укороченном стебле — луковице — питательные вещества, а на втором — использует их для роста и цветения.

Из каких краев пришел к нам лук?

Дикий лук встречается в Восточной и Западной Сибири, на Дальнем Востоке, Кавказе, в Афганистане и Китае. В этой стране есть горы, сплошь заросшие диким луком. Их так и называют — луковые горы.

Родиной репчатого лука считается Афганистан и Средняя Азия.

Примерно 6 — 7 тысяч лет тому назад лук стали возделывать в Китае, а потом в Индии и Египте. Изображение луковиц ученые-археологи находят на стенах древних египетских гробниц.

В Древней Греции лук считается священным растением. Его преподносили в дар богам. В дни празднеств каждый старался принести в храм самую крупную луковицу, и тот, кому это удавалось, получал почетный подарок.

Из Древней Греции лук попал к римлянам. В Древнем Риме этот овощ пользовался всеобщей любовью. Каждый римлянин ежегодно съедал свою порцию лука. Считалось, что этот овощ придает энергию и предохраняет от болезней.

В армии Древнего Рима в солдатскую пищу клали много лука, чтобы придать воинам силу и храбрость.

И в средневековой Европе люди приписывали луку чудодейственные свойства. Рыцари носили его как талисман, защищающий от стрел и мечей. Когда человека хотели похвалить или возвеличить, его сравнивали с луком. Может быть, поэтому один из сортов лука называется «лук победный».

У славянских народов лук появился в XII—XIII веках. На Руси про него сложили такие поговорки: «Лук, хлеб да вода — молодецкая еда»; «Лук — добро и в бою и в щах».

Как вы думаете почему?

Правильно! Потому что лук делает человека крепче, здоровее, сильнее!

Лук — один из главных продуктов, он считается универсальным средством, предохраняющим и излечивающим от всех болезней.

Русские крестьяне говорили: «Кто ест лук, тот избавлен от мук»; «Лук да баня все правят». Целебные свойства лука объясняются тем, что в нем содержатся особые вещества — фитонциды, которые губительно действуют на болезнетворные бактерии. Когда у постели больного ставят блюдечко с мелко нарубленным луком, то он быстрее идет на поправку. Луковичным соком, разбавленным водой, можно вылечить насморк, если закапывать его в нос.

Кроме того, в луке содержатся минеральные вещества и витамины.

Народ придумал про лук такую загадку: «Сидит дед, во сто шуб одет. Кто его раздевает, тот слезы проливает». В самом деле, когда чистишь и режешь лук, из глаз сами собой льются слезы. Так происходит потому, что лук начинает выделять летучие вещества, которые раздражают слизистую оболочку носа и глаз.

Обычно мы плачем, когда у нас или у наших близких случается беда, горе. Но тут можем заплакать просто от рези в глазах. В переносном смысле под «луковым горем» мы понимаем мелкие печали, неприятности или огорчения, не заслуживающие слез. «Горем луковым» еще называют незадачливого человека, у которого все выходит наперекосяк.

Какие же блюда готовят с луком?

Свежий лук кладут в винегреты, салаты. Обжаренный на сковородке до золотистого цвета лук добавляют в супы и жаркое.

Едкий лук

Если мелко режем лук,

По доске ножом: «стук-стук!»,

То защиплет нам глаза —

Набежит на них слеза.

Слезы потекут ручьем,

Мы заплачем. Но о чем?

Мы заплачем не от боли,

Не от горя уж тем более.

Вызвал слезы не недуг,

А обычный едкий лук!

Луковое горюшко

Не дали ему пряничка.

Наш Ванюшка глазки трет,

Понапрасну слезы льет.

Дадим ему пряничка.

— Это горюшко твое —

Это горюшко пустое

Ни слезиночки не стоит!

Волшебная луковица

Утром Настя сидела за кухонным столом и собиралась пить сладкий чай с пирожком. Пирожок был необыкновенно вкусный! Вчера бабушка напекла целое блюдо таких — с мясом, капустой, рисом и вареньем.

Вечером родители вернулись домой усталые, голодные и мгновенно проглотили аппетитные пирожки. Остался на блюде всего один — с мясом. Вот им-то девочка и собиралась позавтракать. Да не тут-то было! Только Настя поднесла пирожок ко рту и хотела откусить кусочек, как зазвонил телефон. Девочка от неожиданности уронила пирожок на пол. Надо вам сказать, что в это время под столом на коврике спал щенок Ролик. Он не просил у Насти подачки, но все же надеялся, что и ему, может быть, что-то перепадет. Когда щенок увидел, что прямо у его носа, откуда ни возьмись, появился пирожок, то тут же, ни минуты не раздумывая, проглотил его!

— А-а-а! — громко заревела Настя, и из ее глаз полились круглые, как горошины, слезы. — Я пирог уронила, а Ролик его съел. С чем я теперь буду чай пить? — всхлипывая бормотала девочка.

На кухне на гвозде висела большая плетеная корзина, полная золотистых луковиц. Одна, самая крупная, Луковица услышала Настин плач и негромко спросила девочку:

— Что случилось, малышка? Почему ты плачешь?

— Я, я. — Настя остолбенела на миг от неожиданности. — Я плачу потому. А ты кто? — спросила она.

— Я волшебная луковица. Хочешь рассмотреть меня получше, подойди к корзинке с луком и сразу заметишь меня, — сказала Луковица.

Настя тут же перестала плакать, залезла на табуретку и заглянула в корзинку.

Волшебную Луковицу девочка узнала тотчас: она была совсем круглая, в золотом плаще, заколотом изумрудной заколкой, и с веселым, улыбающимся лицом. Девочка взяла Луковицу в руку и почувствовала, какая она теплая.

— Ну так почему же ты плакала? — снова спросила Луковица.

Настя ей объяснила.

— Пустяки! — важно сказала волшебная Луковица. — Стоит ли огорчаться из-за таких мелочей? Да еще и слезы понапрасну лить! Горе твое не настоящее, а луковое! Это уж ты поверь мне, старой Луковице- волшебнице!

— Почему «горе луковое»? — удивилась Настя. Она никогда не слышала такого выражения.

— Да потому, что когда лук режут, у людей слезы текут. Не от горя-печали-кручины, а просто от запаха лука. Вот и говорят — горе луковое, значит, пустячное, ерундовое, ненастоящее. Вместо того чтобы реветь, порадуйся, что Ролику лакомый кусочек достался!

— Да я и радуюсь, — неуверенно сказала девочка.

А волшебная Луковица продолжала:

— Сделай себе бутерброд с сыром, попей чаю и иди гулять. А меня положи на место, в корзинку с луком. Я тебе еще пригожусь!

Ответьте на вопросы

• Кто напек вкусных пирожков?

• Кто съел последний пирожок?

• Почему заплакала Настя?

• Что сказала ей волшебная Луковица, которая лежала в корзине?

• Как вы понимаете выражение «горе луковое»?

Косица лука

Вяжут лук в косицы.

Коса выйдет золотая,

Очень толстая, густая.

В кухне мы повесим лук —

Отгонять он будет мух.

Едва окутается белым облаком лепестков черемуха, закукует в лесу кукушка, наступает пора сеять лук.

5 мая в народе называют «луков день»: в этот день крестьяне занимались посадкой лука.

Собирают урожай лука в сентябре. Его заплетают в косы и хранят всю зиму до весны. Недаром говорится: «Голо, голо, а луковица во щах есть».

Ответьте на вопросы

• Как выглядит лук?

• Откуда родом лук?

• За что ценили лук в древности?

• Почему лук обладает целебными свойствами?

• Какие полезные вещества содержатся в луке?

• Какие блюда готовят с луком?

• Какой день в народе называют «луков день»?

Источники:

http://tmndetsady.ru/metodicheskiy-kabinet/news11452.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2017/02/04/tselebnye-svoystva-luka
http://kladraz.ru/raskazy-dlja-detei/raskaz-pro-luk-dlja-detei.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

×
×